И  ВНОВЬ  О  СИБИРЯКАХ  И  НЕВАКАХ

журнал "ДРУГ" №5  2003 год

Размах дискуссии, развернувшейся вокруг невской маскарадной кошки, лично для меня неожиданный. На мой взгляд, каждая из точек зрения имеет право на существование. Жаль только, что несколько лет назад, когда принимался один из первых стандартов этой породы, заводчики сибиряков не вполне представляли себе последствия этого решения. Еще тогда я высказала мнение, что «экзотическая» внешность неваков позволит им завоевать большую популярность, нежели скромно окрашенным сибирякам. Действительно, так и вышло: для человека, незнакомого со стандартами и правилами разведения, сибирская кошка - «простая, таких полно по улицам бегает»; зачем приобретать котят «каких наловить можно»? Что касается внешнего вида невских кошек - «сразу видно, кошка породистая», по мнению тех же обычных посетителей выставок. Причем едва ли Марь Иванна или дядя Петя поверят, что кошки такого «изысканного, необычного вида», да еще у нее глаза голубые - наша национальная порода.

Произошло то, что должно было произойти, - нарядные, крупные, пушистые кошки редкого окраса с голубыми глазами стали более востребованными, нежели скромные полосатые, но понастоящему аборигенные.

Хочу оговориться сразу, я люблю всех кошек - породистых и беспородных - и считаю, что любая здоровая ухоженная кошка - красива. Разговор идет не о том, что я против выведения новых пород. Я ­за! Но я - за грамотное разведение, за профессиональный, разумный подход к разведению, при котором не ущемлялись бы другие породы, не размывался их ге­нофонд и не сокращался племенной фонд.

Когда-то я очень скептически относилась к донским сфинксам, стоило посмот­реть, как велось разведение в некоторы хклубах - с котами этой эксперименталь­ной породы вязали всех кошек, с любым типом костяка, с любой формой головы. Вопрос «зачем?», вероятно, не стоял. К чести ведущих клубов и заводчиков, современное состояние породы донских сфинксов уже не внушает таких опасений: вязки стали подбирать грамотно, тип закрепился, животные стали более однотипными.

К сожалению, нельзя сказать этого о сибиряках, их пора записывать в Красную книгу - порода сходит на нет. Откройте каталоги прежних выставок - сколько ко­шек сибирской породы выставлялось тогда! И они не только участвовали в смотрах, они побеждали на Bestax, их пропагандировали, их любили и судьи, и пуб­ика. Сейчас, увы, порода забыта, единицы энтузиастов работают с сибиряками, прекращают работать многие питомники с отличными производителями. Ни в коем случае не хочу искать виновных в этой ситуации, но сибирская порода нуждается в защите - это факт. Особенно неприятно для меня как русского человека, что в полемике мы забыли о том, что необходимо было сделать очень давно: оповестить все фелинологические ассоциации, что только стандарт русских клубов (вопрос, правда, какой именно) может быть легитимным, законным на всех выставках и всех систем. На Западе только ленивый не пишет стандарты на сибиряков: итальянцы, немцы, французы... Выставляются «сибиряки» с родословной любых клубов Европы и любого типа, зарубежные экспертыне всегда четко представляют себе стандарт и требования к сибирякам. А вместо того, чтобы указать заводчикам всего мира, какой должна быть национальная российская порода, научить их, привлечь к нашему плану разведения, наши заводчики гордятся другим - их питомники сибирских кошек зарегистрированы в Америке!!! Вы можете себе представить заводчика американских мэйн-кунов, который ради продажи своих котят в Россию регистрирует свой питомник в России? Конечно, нет! Потому что у них есть чувство собственного достоинства и национальной гордости, а у нас? Ладно уж, когда сибирских кошек называют Джульепами и Жан Пьерами, бывает и круче: родословная насибирячку - на английском языке и на американском бланке. Позор!

Формированием сибирской породы фелинологи занялись с первых же выста­вок в России. Первоначально велся отборкошек с неизвестным происхождением, заводчики и эксперты определяли общие черты экстерьера, чтобы на их основе со­ставить примерный стандарт сибирскойпороды. На нашу удачу, в этой работе нам помогали и опытные судьи из Европы, ко­торые отлично знали и давно судили другие аборигенные породы ПОЛУДЛИННО­шерстных кошек, например Жан Поль Ма­ас из Голландии (его судейский стаж по породам этой группы - более 25 лет). Эксперт мирового уровня, журналист специалист по генетике кошек, он объяснил нам разницу между «аборигенными»и «культурными» породами. Первые формируются на основе популяции, сложившейся в данной стране или местности, культурные же породы создаются искусственно, с прилитием кровей животных других пород, с тем чтобы закрепить какой-либо признак (окрас, тип и Т.П.). Однако это принципиальное положение никак не принимается в расчет некоторыми заводчиками и экспертами.

Во многих своих статьях и выступлениях я не раз критиковала (это задача эксперта!) и персов за деформации черепа, и восточную группу за средний тип, и скоттиш-фолдов за плохо прижатые уши и негибкие хвосты. Заводчики этих пород, даже если и небыли согласны, аргументировали свою позицию, понимая: судья ругает не породу, а указывает на недостатки разведения.

Поэтому хочу подчеркнуть еще раз: разговор идет не о том, «нравится - не нравится», «плохая - хорошая» порода. На мой взгляд, проблема состоит в том, что существуют определенные различия между сибирскими и невскими кошками, и скрещивания между ними не идут на пользу потомству.

История возникновения аборигенных и культурных пород отразил ась на принципах их племенного разведения: в або­ригенах главное - сохранить «натуральный» облик животного, не вносить в него не свойственных ему черт. Недаром аналоги наших сибиряков - норвежские лесные и мэйн-куны - не имеют пойнтовых окрасов, лиловых, шоколадных и тиккированных. С культурными породами можно экспериментировать - скрещивание с персами дало британцам колорные окрасы, прилитие крови рексов дало ориенталам схему биколоров, вязки бурм И шиншилл дали бурмилл и Т.д. Тем не менее в мире сложилась устойчивая тенденция разделять в культурных породах пойнтовые окрасы и основные: в персидской породе заводчики стараются не вязать персов с колор-пойнтами, в США по правилам Cat Fanciers Association (крупнейшая американская ассоциация любителей кошек) персы колорного окраса выделены в отдельную породу - гималайскую. При совершенно одинаковом стандарте (за исключением окраса) сиамы и ориенталы - две разные породы.

Что касается распространения сиамского гена по территории России до импортатайских кошек (знаменитые кошки Образ­цова), это маловероятно. Кроме столь часто цитируемого Палласа (якобы видевшего кошку такого окраса в России в XVII веке), похоже, больше никто этой кошки (этих кошек) не видел и не заметил. Никаких сведений о кошках сиамского окраса нет ни в ли­тературе, ни в фольклоре, ни в живописи, ни в мемуарах того времени. Только полосатые, серые, белые, партиколорные и Т.П. НИ В коем случае не желая подвергнуть сомнению слова столь уважаемого ученого, рискну предположить, что ему просто силь­но повезло  он видел очень редкий окрас, не свойственный популяции российских кошек. (Ведь в науке есть понятие количест­венного анализа и едва ли можно строить гипотезы на единичных фактах.)

Итак, на мой взгляд, существует различие в происхождении сибирских и невских кошек (сибирские выведены из або­ригенной популяции, невские - с прилитием к популяции старотипных персов колорного окраса в одних случаях и тайских кошек - в других). В результате чего так отличны типы этих кошек (структура шерсти, костяк, форма головы, форма глаз иТ.П.). НО это указывали в своих статьях и заводчики, поэтому не буду повторяться.

Зачем нужно разделение этих двух пород? - вот вопрос, который мне задают довольно часто. Как мне кажется, разделение сибирских кошек и невских позво­лит заводчикам лучше раскрыть потенци­ал, заложенный и в тех, и в других, приэтом типы животных не будут смешивать­я друг с другом, что не улучшает ни тех, ни других. Заводчики сибиряков смогут улучшать тип своих кошек, выделение их в отдельную породу даст им возможность более широкого участия в выставках и на Bestax. С другой стороны, заводчики невских кошек займутся закреплением тех признаков, которые наиболее интересныи перспективны в этой породе.

В мае 2002 г. Международная фелинологическая ассоциация провела выставку нового формата - Best in Show не в четырех группах пород, а по всем породам, представленным на выставке, отдельно (более подробная информация на сайте МФА и в N~11 журнала «Друг» за 2002 г.). Мы были очень рады тому, что на выставке присутствовали и победили отличные кошки сибирской породы. МФА будет продолжать проводить выставки по таким правилам, и весной 200З г. мы надеемся увидеть большее число наших милых сибиряков, которые, без сомнения, украсят любую выставку. Заводчиков невских кошек мы тоже приглашаем - по правилам МФА они будут представлены как отдельная порода с отдельным от сибиряков Best in Show. Прекрасная возможность для заводчиков показать всю красоту и обаяние своих подопечных.

эксперт МФА - Елена ШЕВЧЕНКО

 

P.S. Статьей Е. Шевченко «И вновь О сибиряках и неваках», пред­лагаемую нашим читателям в этом номере журнала, мы заканчиваем дискуссию между сторонниками и противниками выделения невских маскарадных кошек в отдельную породу.

Редакция честно предоставила страницы журнала всем, кто хотел высказаться по этому поводу, за исключением разве что одного автора, по­считавшего, что лучшим аргументом в дискуссии может быть не обраще­ние к фактам, не доказательство своей правоты путем рассуждений, а поливание грязью коллег-экспертов и заводчиков. Разумеется, такой материал был отвергнут, поскольку страницы нашего журнала - не место для сведения счетов.

                                                                            редакция журнала "Друг"